Сценографии Модных Показов
Первые модные показы появились в XIX веке благодаря Чарльзу Фредерику Ворту, который вместо манекенов стал использовать живых моделей. Его жена Мари Августин Верне считается первой профессиональной моделью. Позже Люсиль (Люси Дафф-Гордон) добавила в показы театральные элементы: сцену, музыку и освещение.
Со временем мода и искусство стали тесно переплетаться. В конце 1990-х годов показы превратились в масштабные перформансы. Дизайнеры начали использовать их не только для демонстрации одежды, но и для выражения концептуальных идей.
Современные модные показы – это запоминающееся событие, побуждающее зрителя к размышлениям и диалогу, выходящему за рамки эстетического восприятия одежды.
В статье сегодняшнего блога рассказываем об искусстве сценографии на подиуме.
DIOR (Весна-Лето 2023)
Для показа женской коллекции Dior художница Ева Жоспен сложила инсталляцию из картона, напоминающую объемные гроты и сценографию эпохи барокко. Необычная инсталляция сделана из сотни листов небеленого гофрированного картона, склеенных вручную. В них художник вырезала причудливые арки и руинированные своды — также вручную, с помощью электрической шлифовальной машинки.
Для декораций Dior художница отразила скульптурные и декоративные формы грота в парке Бют-Шамон в Париже, а также декоративную архитектуру виллы Борромео Висконти Литта под Миланом и фрески Китайского дворца в Палермо. На показе зрительские места расставили вокруг картонной конструкции в центре зала. Инсталляция была тускло освещено изнутри, что подчеркивало рельеф «гротов» и скрывало эфемерность картона.
PRADA (Осень-Зима 2024)
Шоу рассказывает зрителям о мире природы и офисных будней, исследовательская и творческая студия архитектурного бюро OMA, подчеркнула «парадоксальную дихотомию» между офисными интерьерами и миром природы на показе мужской одежды Prada. Пространство арт-центра Deposito превратили в лес с зеленой травой, галькой, листьями и проточной водой, имитирующей естественные ручьи. Поверх этого «лесного ковра» установили решетчатую конструкцию из окрашенного в черный цвет металла — она служит основанием для подиума из прозрачного плексигласа.
Выразительный контраст с природным фоном создавали элементы офисного интерьера. Ряды черных вращающихся стульев обеспечивали места для гостей и формировали проходы для моделей. Встроенные в потолок ленточные светильники отражались от гладкой поверхности подиума, усиливая эффект. Возле стен студия AMO установила синие панели, которые часто встречаются в офисах. А в секции, через которую гости проходили в зал, был выстроен опенспейс с кабинками, рабочими столами и компьютерами, демонстрирующими логотип Prada на экранах. Образы показа перекликались с контрастной сценографией. «Эта коллекция посвящена чему-то базовому — эмоциональному инстинкту оставаться привязанным к тому, что нам знакомо, к циклам природы, — отмечает бренд. — Существует простое утверждение о глубокой и существенной потребности человека в связи с окружающим миром. Демонстрируя парадоксальную дихотомию между двумя сосуществующими мирами [офисом и природой], это шоу исследует фундаментальные истины человечества, наши естественные инстинкты и наши эмоциональные потребности».
BOSS (Весна-Лето 2026)
Для своего шоу BOSS преобразил индустриальное пространство Fonderia Macchi в Милане с помощью инсталляции голландского современного художника Бориса Аккета, чьи междисциплинарные работы сочетают свет, тень, движение и звук, чтобы создать захватывающие, вызывающие воспоминания впечатления: здесь сценография вышла за рамки оформления. Она стала частью истории, которую рассказывает бренд вместе с художником.
Используя нежную фольгу, инсталляция воплощает концепцию разложения, постепенно сминая и разрушаясь с каждым тонким движением, заставляя произведение искусства ощущаться так, как будто оно живет, дышит и, в конечном итоге, стареет со временем. Эта работа не является статическим сценографическим элементом, а активным участником, проецирующим смещающие преломления на одежду, взлетно-посадочную полосу и аудиторию. Каждая модель становится частью расширенной хореографии, в которой ткань, тело и свет постоянно взаимодействуют.
«Преобразуемая в автономную отражающую сущность, произведение берет на себя роль нечеловеческого исполнителя, направляющего модели по мере их движения по шоу. Работа коренится в сопоставлении: творение и разрушение разворачиваются параллельно», - говорит художник Борис Аккет.
MAISON MARGIELA (Весна-Лето 2024)
Туманным дождливым вечером во время Парижской недели моды Maison Margiela пригласил гостей под мост Пон-Александр III, чтобы получить эмоциональный и особенный опыт, который мог создать только Джон Гальяно. Театральная мода с участием персонажей в качестве моделей, некоторые экстремальные силуэты, живое музыкальное представление и фильм. Мероприятие началось с фиолетовых коктейлей и соответствующих леденцов в ресторане, оформленном в стиле пивного бара Belle Epoque brasserie.
Повсюду были разбросаны остатки праздника: разбитые тарелки, полупустые чашки, бумажные ленты, пустые хрустальные бутылки из-под спиртного. Это был удивительно свежий и захватывающий способ начать сезон, в котором доминировала обыденность. Сценография, музыка, прическа, грим, модели, движения и, конечно же, одежда и ее стиль — все собралось вместе, чтобы создать темный подземный мир и рассказать захватывающую историю, которая передавала много эмоций, от печали до чувственности, от опасности до отчаяния, от силы и хрупкости.
Кукольные акценты и кокетливые выражения лиц с выразительными линиями плеч — всё это, в некоторой степени, персонажи из вселенной Гальяно.
SAINT LAURENT (Весна-Лето 2023)
Британская художница и сценограф Эс Девлин спроектировала сценографию для показа SaintLaurent, который проходил в марокканской пустыне Агафай. Созданное ей пространство представляло собой монолитный и сияющий оазис. Так, в центре инсталляции художница разместила пруд, окруженный стульями от местных ремесленников, а также зеркальную колоннаду. В качестве спецэффектов автор использовала искусственный туман, который создавал магическую атмосферу на фоне песчаных дюн.
Ключевой деталью сценографии стало металлическое кольцо с подсветкой, которое в конце шоу поднялось от поверхности пруда в воздух. По словам Эс Девлин, световой оазис посреди засушливой пустыни символизирует надежду и становится метафорой «захватывающих сложностей жизни». Команда Saint Laurent старалась сделать шоу максимально экологичным, сократив углеродный след и передав материалы и элементы инсталляции местным организациям для повторного использования.